Самая узкая улица Санкт-Петербурга

Длина маршрута - 810 м
Время в пути пешком - 10 минут

Автор: Фёдор Погорелов

У

лица Репина – от Среднего проспекта Васильевского острова до Румянцевского (Соловьевского) сада – короткая и поражает горожан и туристов в первую очередь своей средневековой узостью, столь нетипичной для столицы империи: 560 сантиметров от стенки до стенки.

И три века истории на булыжной мостовой

Прообраз улицы появился еще в начале XVIII века. Первоначально будущая улица Репина неофициально называлась Песочным переулком. В то время, когда Петр I решил основать будущую столицу Российской империи именно в устье Невы, в этом районе Васильевского острова возвышалась песчаная коса, ведущая к реке.

План местности Санкт-Петербурга в 1700 году. Из составленного Н. Цыловым сборника "Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годах, с приложением планов 13 частей столицы 1853 года"

У улицы Репина удивительное предназначение, которое сохранило ее в четкой геометрии прямых углов линий и проспектов острова. Эта часть Петербурга застраивалась по лекалам главного архитектора города Жан-Батиста Леблона, автора плана "трех першпектив" (нынешние Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект). Типовой дом Леблона представлял собой симметричный фасад с парадным входом (посмотреть на эти дома можно, пройдясь по Кадетской и 1-й линии Васильевского острова). Такое решение исключало завоз необходимых для функционирования дома припасов с улицы – нужен был подъездной путь. Таким путем стала будущая улица Репина, на которой с телег сгружались тюки с продуктами и дрова: чтобы заносить их в благородные дома с черного хода.

План Санкт-Петербурга в 1849 году. Васильевская часть. Из составленного Н. Цыловым сборника "Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годах, с приложением планов 13 частей столицы 1853 года"

Изначально в этой части города располагалась Французская слобода (считается, что сам Леблон жил где-то в этом районе), которая не оставила никаких следов в топонимике города. В начале XVIII века благодаря усилиям Петра I складывался императорский двор, появлялись новые социальные классы, для обслуживания которых из тревожной Франции, раздираемой конфессиональными противоречиями, массово переезжали представители новых профессий: портнихи, парикмахеры, гувернеры, учителя конной выездки и фехтования.


Следующей волной массовой миграции стали немцы, которые искали лучшей жизни. Пассажирский порт Петербурга в те времена находился именно на Васильевском острове, поэтому выходцы из многочисленных княжеств, которым еще только предстояло стать единой Германией, селились неподалеку от места высадки. Жизнь петербургских немцев нашла отражение и в литературных произведениях тех лет – в частности, в повести Николая Лескова "Островитяне". Промышленники братья Сименс неслучайно арендовали помещение для офиса своей компании именно на улице Репина. Васильевский был немецким островом на 1/5 вплоть до начала Первой мировой войны.

План Петербурга Жан-Батиста Леблона, 1717 год Историко-культурный интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга"/www.encspb.ru

Следующей волной массовой миграции стали немцы, которые искали лучшей жизни. Пассажирский порт Петербурга в те времена находился именно на Васильевском острове, поэтому выходцы из многочисленных княжеств, которым еще только предстояло стать единой Германией, селились неподалеку от места высадки. Жизнь петербургских немцев нашла отражение и в литературных произведениях тех лет – в частности, в повести Николая Лескова "Островитяне". Промышленники братья Сименс неслучайно арендовали помещение для офиса своей компании именно на улице Репина. Васильевский был немецким островом на 1/5 вплоть до начала Первой мировой войны.

Санкт-Петербург, 1-я линия ВО

Улица Репина – Самая узкая улица Санкт-Петербурга

посмотреть место в режиме просмотра улиц посмотреть место на карте

В этом доме на Васильевском острове в 1846-1858 годах жил археолог-любитель Генрих Шлиман. GAlexandrova/Wikimedia

ДОМ Шлимана

Именно в центре немецкой слободы поселился молодой купец Генрих Шлиман (в свои два приезда в Петербург торговец порохом, оловом, серой, селитрой и свинцом сменил два адреса; мемориальная доска, фиксирующая даты второго визита, висит на доме 28 по 1-й линии). В 1852 году в Исаакиевском соборе Шлиман венчался с Екатериной Лыжиной, дочерью известного адвоката. Затем в 1855-м у него родился первенец – Сергей. Заядлый любитель приключений Генрих без зазрения совести расстался с семьей и покинул улицу Репина в 1864-м, отправившись в странствия, которые в конце концов привели его на раскопки Трои.

Дом Александра Розенбаума. Фото: Федор Погорелов

В этой же части улицы Репина в 90-е годы XX века можно было встретить Александра Розенбаума. Здесь поселилась дочь певца, которую он часто заезжал проведать. Явление бывшего фельдшера ленинградской скорой помощи всякий раз становилось событием: черный американский лимузин втискивался в узкий створ улицы, а сам Розенбаум, в кожаном плаще до щиколоток, выходил на площадку во дворе дома Шлимана со своим бультерьером Лаки – поболтать с местными собачниками.

Санкт-Петербург, 1-я линия. ВО, 28

Дома купца Генриха Шлимана

посмотреть место в режиме просмотра улиц посмотреть место на карте

Двор, в котором был снят фильм Юрия Мамина "Бакенбарды". Фото: Федор Погорелов

Киношная улица

Улица Репина – самая киношная улица самого северного города-миллионера. На узкой булыжной мостовой снято больше двадцати фильмов: от "Достояния республики" до "Мастера и Маргариты" Владимира Бортко. Особняком в этом синематографическом ряду стоит двор дома 25. Тут снималась одна из ключевых сцен фильма Юрия Мамина "Бакенбарды": в этой части фильма герой Виктора Сухорукова приходит в подвальную качалку к "Бивням", списанным с люберецких любителей неформальных качалок, и проводит виртуозный мастер-класс по владению тростью. На углу Репина и Большого проспекта в фильме "Нос" персонаж Ролана Быкова заходил в дверь с вывеской "Кушанье и чай", а затем, будучи в подпитии, беседовал с двумя собаками. Долгое время на улице Репина жил выдающийся актер театра и кино Георгий Жженов.

Санкт-Петербург, ул. Репина, 25

Съемки фильма "Бакенбарды"

посмотреть место в режиме просмотра улиц посмотреть место на карте

Обложка альбома LV. Фотография Майка Науменко сделана Андреем "Вилли" Усовым

Легендарный фотограф

Легендарный фотограф ленинградского рок-движения Андрей Вилли Усов много лет прожил в коммунальной квартире на втором этаже в доме 27 (это задворки доходного дома адмирала фон Нидермиллера, в котором с 1974 года располагается журфак СПбГУ). В гости к Вилли частенько заходили его друзья Борис Гребенщиков, Сева Гаккель, Михаил Файнштейн, Майк Науменко и другие герои рок-н-ролльного Ленинграда рубежа 70-х – 80-х годов. До сих пор у Усова хранятся рукописные записочки, воткнутые в дверь: "Был. Не застал. БГ". Фото для обложки альбома LV Майка Науменко сделано в комнате Вилли в коммунальной квартире: Майк сидит на табуретке и смотрит в будущее. Будущее, как оказалось, увы, не самое светлое. Канонический портрет Науменко для оформления пластинки "Сладкая N и другие" в те же годы был снят под окнами Усова у ПУХТО (пункт утилизации хозяйственных твердых отходов – ред.).

Задняя обложка альбома LV. Фотография Майка Науменко сделана Андреем "Вилли" Усовым

Именно из-за знакомства Вилли с Гребенщиковым клип группы "Аквариум" на песню "Танцы на грани весны" был снят на улице Репина. Как рассказывала Наталья Серова, известный режиссер ленинградского телевидения, снимали одним дублем на камеры Bosch, купленные к показу Олимпийских игр 1980 года: в кадре юный Борис Борисович долго бежит по улице Репина в районе хорошо знакомого дома 27, иногда замирает у арок проходных дворов. В кадре мелькает та же дверь, что и в фильме "Нос".

Этот "мувик" (так тогда на телевизионном сленге назывались будущие клипы) снимался для передачи "Кружатся диски", которую в тот момент вел звезда поп-сцены, гитарист и вокалист группы "Секрет" Максим Леонидов. Напарником по ведению был попугай Вака, обитатель юннатского кружка на Преображенской площади и уже состоявшаяся кинозвезда: Вака снимался в фильме "Приключения принца Флоризеля".

Санкт-Петербург, ул. Репина, 27

Дом фотографа ленинградского рок-движения Андрея Вилли Усова

посмотреть место в режиме просмотра улиц посмотреть место на карте

Дом 12 по 1-й линии Васильевского острова. Фото: Vladimir-2013/citywalls.ru

двор из произведения Антона Погорельского

В конце улицы Репина, ближе к Неве, открывается невероятной красоты двор за дубовыми воротами (местные жители считают, что это двор дома 12 по 1 линии), с брошенной «Победой» и стеной, увитой плющом. Это двор из важного произведения Антона Погорельского. Изначально дом — пансион для дворянских детей, где жил Алексей Перовский (будущий писатель Погорельский). Сказка о черной курице и подземных жителях» придумана для племянника Погорельского Алексея Толстого, будущего автора «Князя Серебряного» и соавтора Козьмы Прутькова).


Погорельский описывал в своем готическом произведении это строение так: "...к дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и потому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было подбегать к забору.


Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу».

Санкт-Петербург, 1-я линия ВО, 12

Двор из произведения Антония Погорельского

посмотреть место в режиме просмотра улиц посмотреть место на карте